Сергей (sandains) wrote,
Сергей
sandains

Category:

Неразгаданная тайна Йошкар-Олы...

Гугл в помощь, случайно набрел на интересную статью, делюсь.
Среди жителей города Йошкар-Олы и близлежащих деревень издавна бытовала легенда о существовании в Йошкар-Оле подземных ходов. Как утверждалось в легенде, здания нынешних пивоваренного завода, прокуратуры и одного из цехов завода торгового оборудования связаны подземными «дорогами». Рассказывалось, что один подземный ход проходит под дном реки Малая Кокшага и связывает город с лесом, находящимся в двух километрах от Йошкар-Олы.Однако никаких фактов, указывающих на существование подземных ходов, не было. Легенда оставалась легендой...


В начале нашего века некто В. А. Мошков, побывавший в Йошкар-Оле, в своих путевых заметках, опубликованных в приложении к журналу «Нива» за 1901 год, сообщал: «В XVI столетии вокруг Царевококшайска (дореволюционное название Йошкар-Олы. - И. Л.) не только шли укрепленные валы, но и были деревянные стены с башнями. Судя по положению рвов, можно думать, что древнее укрепление совпадало с центром современного города. Сюда входят: теперешняя базарная площадь, Троицкая церковь и собор...» «Из дома, в котором теперь помещается городское училище, по словам легенды, шло множество подземных ходов. Во-первых, в подземные подвалы, лежавшие под домом или под его двором; во-вторых, неизвестно зачем под колокольню соседней Вознесенской церкви, куда, кроме того, шла крытая галерея; в-третьих, подземный ход проходил на мельницу под дном реки Кокшаги; в-четвертых, - к сосняку, и, в-пятых, - в одно место, отстоящее на 34 версты...»
Излагая результаты осмотра дома городского училища, Мошков пишет, что в этом доме действительно есть много загадочных особенностей, наводящих на мысль о подземных ходах.

Сообщение Мошкова, опубликованное почти шестьдесят лет назад, было едва ли не единственной попыткой обосновать достоверность сведений, лежавших в основе легенды.
...19 мая 1960 года в городе Йошкар-Оле произошло необычайное происшествие: на перекрестке улиц Красноармейской и К. Маркса - самой оживленной магистрали - обвалилась часть проезжей асфальтированной дороги. Образовалась глубокая яма диаметром около двух метров. В месте провала обнаружилось соединение трех подземных ходов, идущих в разные стороны: по направлению к зданию прокуратуры, в сторону пивзавода и к реке Малая Кокшага...
Кто, когда и с какой целью прокладывал эти подземные пути, какова их длина, связывают ли они город с лесом, - ответить на эти вопросы пока что трудно. Бесспорным является лишь тот факт, что подземные сообщения под городом существуют. Построены они технически грамотно и очень прочно. Ширина ходов и высота их - около двух метров, стенки ходов выложены кирпичом и облицованы раствором извести с песком, свод укреплен железной арматурой.
Можно предположить, что подземные ходы построены в XVI веке, во время основания города как опорного пункта Московского государства в борьбе против Казанского царства, и имели важное стратегическое значение.
Подробное изучение этого исторического памятника должно дать дополнительные сведения о связи Марийского края с Московским государством.
опубликовано в номере №796 июль 1960 год
smena-online.ru
гравюры с сайта olacity.ru

Tags: Йошкар-Ола
Subscribe

  • Малая Кокшага

    Суббота! Что делать? Поедем на рыбалку или за грибами?

  • COMEDY CLUB В Марий Эл

    Вы это видели? Красиво сделали, неправда ли? вот обсуждения, о чем так сказать народ пишет http://www.yaplakal.com/forum28/st/0/topic647059.html

  • Прокат

    Да, выдался вчера замечательный вечер, спонтанное решение пойти кататься на лодках привело нас в центр города. Давненько хотели совершить эту…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments